Изначально, это должна была быть статья про зеркальные нейроны и их связь с эмпатией. Подготовив черновой вариант и вопросы, я отправилась к неврологу. Как только она услышала название статьи, тут же рассмеялась: «Их не существует!». Моя проделанная работа была ошибкой, но как оказалось, сильно полезной, потому что привела меня к истине и дала подсказку следующей работы.
У многих отношения с ошибками не всегда складываться лучшим образом: мало кто их любит, но избегают многие. Почему же этот страх настолько сильный?
Ошибка может повлиять на наше будущее, а иногда даже изменить его (и в наших фантазиях, часто не в лучшую сторону). Она может испортить репутацию, вывести из-под контроля, выставить в дурном свете, привести к финансовому разорению, выбрать не того спутника жизни, воспитать неправильно детей и т.д. И кажется, единственным верным способом остается сохранить, что есть и не рисковать.
Но выбирая такой консервативный стиль жизни, мы еще больше рискуем слиться с серой массой и жить в черно-белом фильме.
Не стоит недооценивать влияния этого страха. Избегая рисков и ошибок, человек проявляет излишнюю сверхтревожность и сверхосторожность, внутреннюю скованность и напряжение, постоянный самоконтроль. Как следствие, он не может легко расслабляться и это влияет на сон, работоспособность, получение удовольствия, качество жизни. Страх ошибки успешно блокирует креативность, заставляет избегать нового. Снижает мобильность, оперативность, легкость, результативность. Ограничивает пути достижения успеха.
- Из детства. Любое действие или ответ ребенка оценивается категориями «хорошо-плохо» или оценками в школе. Естественно, ребенок хочет получить только «хорошо» награждается еще и эмоциональным подкреплением, что отбивает желание делать «просто так». Страх наказания (психологического или физического) за ошибки и за низкий результат.
- инфантильность – неспособность принимать самостоятельные решения, брать ответственность, постоянные перестраховки и медлительность в принятии важных решений;
- перфекционизм
- низкая самооценка
- отсутствие нужных знаний, умений и навыков.
- Искаженное мышление – черно-белое мышление, «самосбывающееся пророчество», сверхобобщение, долженствования и т.д.
- Страх как защита. От опасности, дискомфорта, неприятных эмоций, нестабильности, стресса и даже успеха.
- Страх риска – «А что если….?». «А что, если ничего не получиться?»
- Сверхобобщение. Непоколебимый вывод из 1-3 неудач в прошлом. У меня и раньше ничего не получалось, не получиться и сейчас.
- Если страх выступает в роли защиты – может Вам просто не хватает сил – стоит возобновиться и отдохнуть. А потом – действуйте.
Если вам не хватает информации – найдите и соберите все необходимые знания. А потом действуйте.
Если Вы боитесь успеха (нужно выходить из зоны комфорта) – разберитесь, что именно пугает в изменениях, готовы ли вы их принять, какие вторичные выгоды тормозят. А потом действуйте.
- Если в прошлом вы сделали ошибку, и она была подчеркнута эмоциональной реакцией, как правило, другим человеком, то такой провал надолго запоминается и будущие подобные ситуации восприниматься уже неуспешными. Чтобы разорвать этот цикл необходимо тщательно проанализировать предыдущую ситуацию: пересмотреть все последствия, определить свою часть ответственности, сделать выводы как поступать в подобных ситуациях в будущем.
- «А что если…» Никто не застрахован от неудач, крахов, аварий, плохих исходов. Но постоянное катастрофическое мышление, заставляет избегать всех рисков на свете, иногда приводит даже к инвалидизации.
«А что, если ничего не получиться?». «А что если получиться?». «А что если вообще без изменений?»
Опишите 3 варианта возможного развития событий: самый плохой, самый хороший и самый вероятный сценарии.
- Поработайте над повышением самооценки и уверенности в себе.
- Пересмотрите свое отношение к проблемам. Проблема – как возможность роста и развития. Научитесь решать проблемы. Работайте со стрессоустойчивостью
- Если есть склонность все делать идеально – избавьтесь от перфекционизма и самокритики.
- Научитесь просить помощи.
- Развивайте эмоциональный интеллект.
- Начните читать биографии знаменитых личностей, которые Вам интересны. Далеко не всем успешным людям сопутствовала удача.
- Выбирайте направление, в котором вам реально интересно развиваться. Тогда ошибки будут восприниматься как этап обучения.