У всех есть универсальные эмоциональные потребности, которые присутствуют с детства. Эти потребности включают в себя: безопасность, стабильность, заботу, принятие, автономию, компетентность, идентичность, самовыражение, спонтанность и мир с реалистичными ограничениями.
Психологическое здоровье – это способность адаптивно удовлетворять свои потребности.
В детстве люди вырабатывают схемы – общие организационные принципы, которые помогают им разобраться в своей жизни и опыте. Они разрабатываются и развиваются на протяжении всей жизни. Схемы работают как «ярлыки» – они помогают нам быстро прийти к тому, что, по нашему мнению, может быть правдой, избавляя нас от необходимости обдумывать / обрабатывать каждую деталь. Они не всегда точны.
Некоторые схемы – особенно схемы, полученные в результате токсического или травмирующего детского опыта, когда потребности молодого человека не были удовлетворены в значительной степени, – описываются как ранние дезадаптивные схемы и ответственны за трудности, связанные с другими людьми, расстройства личности и некоторые проблемы психического здоровья.
Young, Klosko и Weishaar (2003) определили ранние дезадаптивные схемы как: широкая, распространенная тема или узор, который состоит из воспоминаний, эмоций, познаний и телесных ощущений относительно себя и своих отношений с другими.
Четыре типа жизненного опыта приводят к развитию ранних дезадаптивных схем:
- когда в раннем окружении ребенка не хватает чего-то важного, например любви, стабильности или понимания;
- когда ребенку причинен вред или он стал жертвой (когда потребность в безопасности не была удовлетворена) и вырабатывает схемы, отражающие опасность, угрозу или боль;
- когда ребенка балуют / балуют / чрезмерно защищают, и он не получил достаточной свободы или автономии;
- когда ребенок выборочно идентифицирует себя с мыслями, чувствами, переживаниями и поведением влиятельного взрослого, такого как родитель.
Схемы заставляют нас обращать внимание и запоминать информацию, которая согласуется со схемой, и поведенчески привлекают нас к знакомым событиям и средам. Таким образом, они сохраняются.
Young и его коллеги определили 18 ранних дезадаптивных схем, которые можно оценить с помощью анкеты схемы Янга (YSQ).
Они включают:
- заброшенность / нестабильность
- недоверие / злоупотребление
- эмоциональную депривацию
- дефектность / стыд
- социальную изоляцию / отчуждение
- зависимость / некомпетентность
- уязвимость к вреду или болезни
- окружение / недоразвитое я
- отказ
- право / грандиозность
- недостаточный самоконтроль / самодисциплина
- покорение
- самопожертвование
- стремление к одобрению / поиску признания
- негатив / пессимизм
- эмоциональное торможение
- неумолимые стандарты / сверхкритичность
- наказание
Схематическая терапия включает в себя задачу ограниченного воспроизводства, в которой терапевтические отношения признают, формулируют, подтверждают и (в некоторой степени) удовлетворяют потребности пациента.
Вторым «центральным столпом» схема-терапии является эмпатическая конфронтация (Young et al., 2003), в которой терапевт эмпатически и непредвзято противостоит пациенту в его неадаптивном поведении и познании, подчеркивая его саморазрушительную природу.
Концептуализация случая схема-терапии используется для описания симптомов пациента, выявления текущих триггеров, предложения механизмов возникновения и поддержания проблем и предоставления «истории» о том, как проблемы пациента могут быть решены.
Схематическая терапия широко использует управляемые образы как инструмент оценки и как метод вмешательства.
Когнитивные методы, используемые в схема-терапии, включают: сбор данных, рефрейминг / переатрибуцию, карточки и дневники схем, а также диалоги схем.
Техники, ориентированные на эмоции, используемые в схема-терапии, включают: ролевую игру / работу на стуле и управляемые образы.
Поведенческие методы, используемые с схема-терапией, включают: репетицию адаптивного поведения в образах или ролевой игре, поведенческое домашнее задание и поощрение адаптивного поведения.