Ассертивность – это основной коммуникативный навык. Другими словами – это напористость. Такая напористость может помочь вам эффективно выражать себя и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом права и убеждения других. Навыки ассертивности, уверенности – это коммуникативные стратегии, которые открыто и прямо передают информацию и идеи, сохраняя при этом уважение к тем, с кем разговариваете. Ассертивность позволяет вам заявлять и защищать свои претензии, идеи и решения в спокойной, но решительной манере. Напористое общение идеально подходит для многих видов общения на рабочем месте, поскольку оно сильнее и эффективнее пассивного общения и более вежливое, и внимательное, чем агрессивное общение.
Напористость также может повысить вашу самооценку и заслужить уважение окружающих. Это может помочь справиться со стрессом, особенно если вы склонны брать на себя слишком много обязанностей, потому что вам трудно сказать «нет».
Некоторые люди кажутся напористыми от природы. Но если вы не один из них, вы можете научиться быть более напористым.
Поскольку ассертивность основана на взаимном уважении, это эффективный и дипломатичный стиль общения. Напористость показывает, что вы уважаете себя, потому что готовы отстаивать свои интересы и выражать свои мысли и чувства. Это также демонстрирует, что вы осведомлены о правах других и готовы работать над разрешением конфликтов.
Конечно, важно не только то, что вы говорите, ваше сообщение, но и то, как вы это говорите. Напористое общение – прямое и уважительное. Ассертивность дает вам наилучшие шансы на то, что ваш посыл будет услышан и принят. Если вы общаетесь слишком пассивно или слишком агрессивно, ваше сообщение может быть потеряно, потому что люди слишком заняты реакцией на вашу подачу.
Если ваш стиль пассивен, вы можете показаться застенчивым или излишне покладистым. Вы можете регулярно говорить такие вещи, как «Я просто сделаю то, что решит группа». Вы склонны избегать конфликтов. Почему это проблема? Потому что сообщение, которое вы отправляете, заключается в том, что ваши мысли и чувства не так важны, как у других людей. По сути, когда вы слишком пассивны, вы даете другим право игнорировать ваши желания и потребности.
Рассмотрим следующий пример: вы говорите «да», когда коллега просит вас взять на себя управление проектом, даже если вы уже заняты. Дополнительная работа означает, что вам придется работать сверхурочно и пропустить футбольный матч дочери. Возможно, вы намерены сохранить хорошие отношения. Но всегда говорить «да» может испортить ваши отношения. И что еще хуже, это может вызвать у вас внутренний конфликт, потому что ваши потребности и потребности вашей семьи всегда на втором месте.
Внутренний конфликт, который может быть вызван пассивным поведением, может привести к:
- Стрессу
- Негодованию
- Бурлящему гневу
- Чувству виктимизации
- Желанию отомстить
- Низкой самооценке
Теперь рассмотрим обратную сторону. Если ваш стиль агрессивен, вы можете выглядеть хулиганом, который игнорирует потребности, чувства и мнения других. Вы можете казаться самодовольным или высокомерным. Очень агрессивные люди унижают и запугивают других и даже могут представлять физическую угрозу.
Вы можете подумать, что агрессивность дает вам то, чего вы хотите. Однако за это приходится платить. Агрессия подрывает доверие и взаимное уважение. Другие могут возмущаться вами, побуждая избегать вас или противодействовать вам.
Ассертивное и пассивно-агрессивное поведение
Теперь рассмотрим пассивно-агрессивное поведение. Если вы общаетесь в пассивно-агрессивной манере, вы можете сказать «да», когда захотите сказать «нет». Вы можете быть саркастичны или жаловаться на других за их спиной. Вместо того, чтобы напрямую сталкиваться с проблемой, вы можете показать свой гнев и чувства своими действиями или негативным отношением. Возможно, у вас выработался пассивно-агрессивный стиль, потому что вам неудобно открыто говорить о своих потребностях и чувствах.
Каковы недостатки пассивно-агрессивного стиля общения? Со временем пассивно-агрессивное поведение портит отношения и подрывает взаимное уважение, что затрудняет достижение ваших целей и потребностей.
Напористость обычно рассматривается как более здоровый стиль общения. Напористость дает много преимуществ. Это помогает вам не дать людям воспользоваться вами. Это также может помочь вам не вести себя как хулиган по отношению к другим.
Ассертивное поведение может помочь вам:
- Обрести уверенность в себе и чувство собственного достоинства
- Понять и распознать свои чувства
- Заслужить уважение других
- Улучшить общение в социуме
- Создавать беспроигрышные ситуации и выходить всегда победителем
- Улучшить свои навыки принятия решений
- Создать честные отношения с окружающими
- Получать больше удовольствия от работы
- Если вы научитесь быть более напористым, это также поможет вам эффективно выражать свои чувства при обсуждении проблем с другими людьми.
- Учиться быть более напористым
Люди развивают разные стили общения на основе своего жизненного опыта. Ваш стиль может настолько укорениться, что вы даже не осознаете, что это такое. Люди, как правило, со временем придерживаются одного и того же стиля общения. Но если вы хотите изменить свой стиль общения, вы можете научиться общаться более здоровыми и эффективными способами.
Вот несколько советов, которые помогут вам стать более напористыми
Оцените свой стиль. Вы высказываете свое мнение или молчите? Вы соглашаетесь с дополнительной работой, даже когда ваш график загружен? Вы быстро осуждаете или обвиняете? Люди боятся разговаривать с вами? Разберитесь в своем стиле, прежде чем начать вносить изменения.
- Используйте всегда «я». Использование «я» позволяет другим понимать, о чем вы думаете или что именно вы чувствуете, без обвинений и претензий. Например, скажите: «Я не согласен», а не «Вы ошибаетесь». Если у вас есть просьба, то лучше скажите: «Я бы хотел, чтобы вы помогли мне с этим заданием», а не «Вам нужно это сделать». Ваши просьбы должны быть простыми и конкретными.
Практикуйтесь говорить «нет». Если вам трудно отклонять запросы, попробуйте сказать: «Нет, я не могу этого сделать сейчас». Не сомневайтесь – говорите прямо и твердо. Если объяснение уместно, сделайте его кратким и лаконичным. - Репетируйте то, что хотите сказать. Если вам затруднительно сказать, то, что вы хотите или думаете, попробуйте проработать сценарии, с которыми вы сталкиваетесь. Проговорите вслух то, что вы хотите сказать. Также может быть полезно сначала написать то, что вы хотите сказать, чтобы вы могли практиковаться по сценарию. Подумайте о ролевой игре с другом или коллегой и попросите четкую обратную связь.
- Используйте язык тела. Общение не является исключительно вербальным. Ведите себя уверенно, даже если вы себя таким не чувствуете. Сохраняйте прямую осанку, но немного наклонитесь вперед. Регулярно смотрите в глаза. Сохраняйте нейтральное или позитивное выражение лица. Не скрещивайте руки и ноги. Практикуйте ассерктивный язык тела перед зеркалом, с другом или с близким.
- Держите эмоции под контролем. Для большинства людей конфликт дается тяжело. Может быть, вы злитесь или вы расстроены, а может, вам хочется плакать. Хотя эти чувства абсолютно нормальны, они могут помешать разрешению конфликта или спорной ситуации. Если вы чувствуете себя слишком эмоционально входящим в ситуацию, по возможности немного подождите. Затем постарайтесь сохранять спокойствие. Дышите медленно. Говорите ровно, твердо и четко.
- Начните с малого. Сначала практикуйте свои новые навыки в ситуациях с низким уровнем риска. Например, испытайте свою ассертивность на партнере или друге, прежде чем браться за трудную ситуацию на работе. После этого оцените себя и при необходимости измените свой подход.
- Помните, что для того, чтобы научиться быть напористым, нужно время и практика. Если вы потратили годы на то, чтобы заставить себя замолчать, то стать более ассертивным, вероятно, не произойдет в одночасье. Или, если гнев заставляет вас быть слишком агрессивным, вам может потребоваться изучить некоторые методы управления гневом.
Если, несмотря на все ваши усилия, вы не добиваетесь большей ассертивности, подумайте о формальном обучении напористости и уверенности. А если вам мешают такие проблемы, как гнев, стресс, беспокойство или страх, подумайте о том, чтобы поговорить с психологом. Став более ассертивным, вы сможете легче выражать свои истинные чувства и потребности. Вы даже можете обнаружить, что в результате получаете больше того, чего хотите.